Решение задач по физике и математике.



Методика решения задач по динамике (школьная)

Для быстрого и правильного решения задач по динамике Вам следует выполнить
следующие шаги.

  • Сделать рисунок. На рисунке изобразите все тела, которые описаны в задачах, нарисуйте все силы, которые действуют тела, и с которыми тела действуют на другие тела. Большая часть ошибок происходит из-за того, что Вы упустили из вида какие-либо условия задачи.
  • Выбрать систему координат. Обычно одну из осей направляют вдоль линии, по которой будет двигаться тело ( грузик, катится по поверхности стола, тела сползает с наклонной плоскости, тело висит на нитке, перекинутой через блок). Но иногда оси выбирают так, что одна из осей совпадает с направлением ускорения свободного падения ( тело движется по наклонной плоскости, тело кидают под углом к горизонту, шарик подвешен на нити и совершает колебания).
  • Записать дополнителные условия, которые могут быть даны в условии задачи либо вытекают из рисунка. Это могут быть соотношения между некоторыми силами либо собственными параметрами тел ( соотношения между массами, скоростями и прочее), либо зависимости, вытекающие из рисунка (например, когда на рисунке получается прямоугольный треугольник или еще какие геометрические объекты, тригонометрические тождества и другое). Все эти условия позволят упростить получение ответа.
  • Записать второй закон Ньютона (см. Формулы) по осям Ох и Оу (часто говорят в проекциях на оси Ох и Оу). Для этого надо найти проекцию каждой силы на нужную ось. Если сила перпендикулярна оси, то это означает, что ее проекция равна нулю, и во втором законе Ньютона ее можно не писать.
  • Решить получившуюся систему уравнений (два вторых закона Ньютона плюс дополнительные условия).
  • Проверить получившийся ответ. Это вещь недолгая, но полезная. Проверки всего две: первая – это проверка размерности; вторая – проверка на здравый смысл. Первая проверка выполняется следующим образом: записываете последнюю буквенную формулу, которая позволяет найти требуемую величину и подставляете в нее не численные значения, а размерности в единицах СИ; после этого сокращаете все, что сокращается, и в результате должна остаться размерность требуемой величины. Пример. Вы ищите массу, а по размерность получилась кг*м, значит Вы где-то не доделили на длину! Ответ может оказаться и правильным (численно), но если учитель посмотрит на итоговую формулу, то она может ему и не понравиться.
    Вторая проверка заключается в оценке результата. Пример, вы искали массу вагона, и получили, что она равна 10 кг. Вы вагон видели когда-нибудь? Я видел. Даже пустой вагон потяжелее будет.

Все перечисленные выше шаги решения задач по динамике являются общими, поэтому подходят для любого типа решения задач по динамике. Может статься, что что-то я упустил из виду, тогда постараюсь исправиться. Далее постараемся рассмотреть более подробно возможные частные примеры и то, как стоит подходить к их решению. Если что-то в данной статье осталось непонятно, то задавайте свои вопросы в комментариях в посте Физика 7-11.


.